От Владимир К.
К Михаил Филиппов
Дата 27.11.2006 09:43:22
Рубрики Церковная жизнь; Современность; Культура, искусство;

Оптимистическая трагедия - более христианский фильм

>Вы знаете, Вы начинаете у меня уже вызывать определенные подозрения. Либо я неадкватен, когда читаю, эти, в общем, на мой взгляд, положительные мнения, либо Вы. Я, между прочим, тоже сначала прочитал рецензию на православии.ру. Она тоже была с придирками, но в общем положительная.
Михаил, фильм пока еще не посмотрел внимательно, как Вам обещал, но вот встретил авторитетное подтверждение своих выводов от беглого просмотра Острова - спешу этим подтверждающим мнением поделиться:

На самом деле в реальной истории все могло быть (и бывало!) иначе: герой мог стать старцем, а трус и предатель - гонителем Церкви. Но разве такой фильм будет иметь такую рекламу как "Остров"? Герои и мученики надоели. Идея мученичества, украденная у Церкви, пускается в ход, когда нужно увлечь молодые сердца на борьбу, цели которой от них скрываются, как было с народовольцами и другими революционерами в царской России, как было со всем "инакомыслием" в годы предшествовавшие "перестройке". "Наше время" характеризуется другими ценностями, о которых прозорливо писал М. Волошин:

А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Размыкать и продать врагам;
Сгноить ее пшеницы груды,
Ее бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды…

И этому времени нужны свои "герои". Главный из них - Иуда. Интерес к Иуде характерен для определённого типа сознания. То и дело появляются произведения, где делаются попытки представить его особенно близким учеником Христа, автором своего "евангелия", выдумываются какие-то утончённые причины его предательства. Возникает двойственная христианству культура, основанная на симпатии, влечении к предательству. То, от чего христиане бегут, как от чумы, влечёт как бездна. Под низким небом предательства не светит солнце правды - Христос, но всё тускло, хмуро, пришиблено. И надо признать что такова атмосфера фильма "Остров". В нём ничтожества мстят героям за своё ничтожество. Это какой-то дурной сон, морок, зазеркалье. Никогда не был поклонником советского кино, но поймал себя на мысли, что после "Острова" захотелось посмотреть что-то вроде "Оптимистической трагедии", где мужчины мужественны, женщины привлекательны, геройство не принижается, а предательство не оправдывается. Где чёрное -это чёрное, а белое - это белое. Думается что это более православное кино!


Должен сказать, что рецензия с Русской линии сделала упор на то, что я чувствовал только инстинктивно. У автора рецензии хорошее чутье на правду и умение ясно формулировать свою мысль, что, конечно, дано далеко не каждому. А список хвалителей фильма сам по себе замечательный - Кабаков, Холмогоров (он, видимо, забыл пароли и поэтому не может стереть страницы, на которых неосторожно выложены гнусные тексты времен его ранней молодости), ну и так далее - все выдающиеся соплеменники.