От Александр Килим
К Вадим К.
Дата 02.12.2006 22:11:13
Рубрики Церковная жизнь; Современность; Культура, искусство;

О священнодействии и лицедействе

Дорогой Вадим!
>
>Александр Васильевич, отчитка это все-таки не священнодействие.

Я не специалист в области литургического богословия, но считаю, что ЛЮБОЕ действие священника, через которого сообщается (невидимо) Благодать Божия, является священнодействием.

>Священнодействие это, например, совершение Евхаристии, освящение елея, венчание, исповедь, точнее отпущение грехов.

Это Вы, дорогой Вадим, перечислили Таинства церковные. Но есть и другие священнодействия, которые не относятся к т.с. к "разряду" Таинств, но через эти священнодействия сообщается Благодать Божия. Например, иерейское (архиерейское) благословение (с символическим изображением имени Господня). Никому ведь из мирян не дано право преподавать это благословение, хотя благословлять, например, своих детей мы можем. Но другим способом. Можно приводить еще много примеров: овящение жилища, плодов, куличей, отпевание умерших и т.д. Есть, к примеру совершение богослужений мирским чином, а есть иерейским чином. Подагаю, разницу объяснять не надо. Неужели нет разницы, когда Вас кропит святой водой священник или прихожанка баба Маша? А то мы таким образом можем дойти до оправдания безпоповства. Кстати, "крещение" старообрядцев-безпоповцев не признается Церковью, хотя "страха ради смертна" православный мирянин может совершить Крещение.

>В древности, когда христиане были не такие только по названию как мы, а у которых на сердце всегда была память только о Христе, тогда священнослужители не совершали чина экзорцизма вообще, так как это считалось чем-то не по его сану.

В древости многое было по-другому. Даже, я читал у кого-то из святых отцев, Святые Дары раздавались мирянам. Были и агапы, которые ныне запрещены. Кочетковцы вот теперь возрождают агапы. Обновленцы как раз под видом "возвращения к истокам" пытались и пытаются ревизовать литургический строй Церкви - о прочем я уже не говорю.

>Этим занимались более низшие члены клира, специально поставленные для этого так называемые заклинатели. Перед крещением, когда крещаемый оглашался, они и читали над ним заклинательные молитвы.

И сечас перед Крещением священник читает заклинательные молитвы.

>Видимо потом это выродилось, стало приносить вред и Церковь изменила практику. Интересно, что раньше не всем священникам дозволяли исповедывать, а из них выбирались самые опытные и им давалась от архиерея специальная грамота, без которой никто не дерзал исповедывать. Вот так.

>>Как же кощунственно может выглядеть лицедейство-профанация этого священндействия, совершаемого лицом (в данном случае - артистом) не имеющим на это право! Мы называем расстригу Денсенко, напяливего на себя патриарший куколь и прочие атрибуты высшей церковной власти - ряженым. Разве не так выглядит артист, надевший на себя священнические одежды? Не поощряем ли мы профанацию священнодействий, не насмехаемся ли мы над Благодатию Духа Святаго?
>
>Все-таки сравнение слишком страшное, расстрига Денисенко - страшный человек. Он, в отличие от какого-нибудь артиста, по-настоящему обманывает народ и выдает себя за священнослужителя не в кино, а в жизни.

Артист он и есть артист. Никому из мирских людей не позволено надевать на себя священнические одежды. Ничем это оправдано быть не может, даже "благими намерениями", которыми, сами знаете, куда дорога выложена. Даже ПРИКАСАТЬСЯ к Священным Сосудам недопустимо... А то мы можем с таким рассуждением дойти и до "виртуальной церкви" (упаси, Господи!) со всеми ее атрибутами.

Вы знаете, мне в свое время один батюшка рассказывал, что в одном бедном приходе, где некому было петь на клиросе, один из прихожан предложил вместо певчих включать магнитофонные записи церковных хоров с соответствующими песнопениями, а через динамик транслировать колокольный звон...

>Про артистов известно, что Церковь искони к ним относилась не то, чтобы хорошо. Почему? Потому что театр, например, это порождение чисто языческое, восходящее к идольским мистериям. Пусть со временем это все как будто бы и отошло в прошлое, но оставалась зрелищность, явно не способствующая возрастанию в простом благочестии. Артисты жили как правило нечистой жизнью, почему, например, хотящий священства не мог быть женат на артистке. Там ведь часто обыгрываются низменные человеческие страсти, а задача актера принять облик, а стало быть и дух героя. Где уж тут сохранить целомудрие, цельность своей личности. Даже телесную чистоту редко кому под силу в этом море сохранить. Кино на темы нравственности это, с другой стороны, новое явление, которого не было ни во времена язычества, ни во времена Иоанна Златоуста, который обличал свою паству в усердном посещении зрелищ. Фильм "Остров" лишен зрелищности, лишен он все-таки и наглого глумления, а показывает оболваненному зрителю, что есть и другой мир, который своей жизнью подчас куда более сильнее и реальнее, чем привыкли об этом рассказывать те же телевизионные лже-пророки. Правда, как сказал не по этому поводу, а по поводу спора об "Основах православной культуры" один наш архиерей, толку будет мало, если покадить ладаном в прокуренном помещении, в которое следом войдут, чтобы опять по-прежнему дымить табаком.

Что касается артистов, то несколько лет назад я, грешный, имел разговор с одним бывшим артистом. Он мне рассказал, что знаменитая система Станиславского заключается в том, что артист должен на сцене жить душой другого человека. Без этого перевоплощения (!!!) не произойдет, подучится фальшь. Приходится, к примеру смиренному и доброму человеку (даже вполне верущему православному) по сценической роли становиться злодеем, думать, мыслить, действовать как будто он сам злодей. Происвходит РАЗДВОЕНИЕ души. Это, по его мнению, страшно пагубно для души, из-за чего он и оставил это поприще. Я уж не говорю о тщеславии и прочих соблазнах, о котрых Вы упомянули, и других непременных атрибутах лицедейского занятия.

В старину, как известно, лицедеев хоронили за оградой кладбища...

Простите, если обидел.

Во Христе Иисусе,
р.Б. Александр Васильевич Килим