От Михаил Филиппов
К Павел
Дата 21.11.2006 02:08:25
Рубрики Церковная жизнь; Современность; Культура, искусство;

Re: Фильм "Остров"

>>А Вы сами хорошо с монастырской жизнью знакомы? Если монастырь это ринг для борьбы со страстями, то кто все-таки борется со страстями в этом фильме больше?
>
>Тот, кто так сказал, вот уже двадцатьлет живет на Афоне. А вы не гадайте. Вы же живете в Германии. Виза для поездки в Грецию Вам не нужна. Съездите на Афон. Прервый, второй третий раз... с первогораза не судите. И тогда может быть станет немного яснее.

Не годится. Не убедительный аргумент. А вот если мне нужно здесь и сейчас?

> Хороши у Вас праведники - один строчит доносы и кичится своим образованием, второй, ну получше, но уж больно к сапогам и пуховому одеялу привязан. Нормально да?

>Нормально. Вы знаете, к присеру, что значит ходить без сапог по камню. Был такой иеросхимонах Нифонт, русский. Жил на Каруле в конце XIX века. Он жил состарцем и они экономили обувь. Вот он заработал ревматизм в этом теплом климате и мучался всю жизнь, даже когда был старцем и мог купить себе хорошее одеяло. А в пещере сначала там выпадают зубы, ну ревматизм само собой и т.д. Так что запросто такую жизнь не поведешь. По крайней мере авторы и не показали подвига этого старца. Были подобные старцы, котрые вели аскетический образ жизни, но путь их был иным, чем у истерика стрелявщего в своего командира. Разные случаи покаяния бывают (и действительные убийцы и насильники становились великими старцами), но не верится мне, что такой человечек мог стать подвижником.

Теперь объективно. Мы не знаем, что и как. Перед нами литературный своего рода персонаж. Отсюда и надо смотреть. А Вы вместо того, чтобы разобраться тут же начинаете поучать. Симптоматично.

>А в этом фильме как раз скрыто осуждение. Осуждают страца-игумена иконописца, за то, что он скромно живет в своем домике и пишит иконы, а не возит уголь. Думаете угголь тяжелее возить, чем иконы писать? Осуждается образованный благочинный или эконом, который следит за порядком. И многое что осуждается. В действительности под хорошей маской это все таже фальшивая любовь демократов к нестяжателям, и отрицание иосифлян. В действительности они и нестяжателей не любят, ва просто воюют с иосифлянами.

Что-то Вы такое сказали, я ничего и не понял, хотя и кандидат наук.

Никто там не осуждается. Там скорее сострадание, поддержка и помощь.

>>Эх, жалко, что мало что Вы поняли. Во-первых, вы должны все-таки сделать скидку, что здесь мы имеем дело с неким собирательным или даже литературным персонажем в лице этого "старца". А здесь существуют определенные законы построения сюжета, которые, на мой взгляд как раз в этом фильме выражаются вот в этом некоем хулиганстве. Возьмите "Идиота" Достоеского. Ну вот кто в нем князь Мышкин? На мой взгляд своего рода святой, юродивый, не вписывающийся в схему общества. И что вокруг него происходит?
>Ну, святой, не святой, а я бы сказал самый умный человек в произведении.

В каком плане уменый? В смымле находчивый или честный или еще что?

>>Во-вторых, я думаю, что такое вот хулиганство со стороны старца - это как раз пример исполнения заповеди "пусть твоя левая рука не знает, что делат правая" (Матф 3,6). Он прячет свои добродетели, а не выставляет напоказ рекламным щитом, не фарисействует. Неужели не понятно?
>У меня как раз сложилось впечатление, что он их и выставляет и баламутит монастырь. Можно было уйти в пустыню. Ведь здесь игнорируются реалии совестского времени, по которым такого монастыря не могло быть. Значит, теоретически он мог жить уединенно и предаваться безмолвию. Но нет. Почему? В фильме это не показано. Святой человек, если он кому-то мешает, по возможности пытается уйти.

Фильм это фильм. Его снял мирянин Павел Лунгин. Почему собственно он должен снимать фильм о старцах-безмолвниках? Монастырь старец не баламутит. Баламутит его герой Дмитрия Дюжева, который следит за порядком и строчит доносы чуть что. Старец скрывает свои добродетели, так как сам говорит, что "смердят они перед Богом". А вот как раз мирян, которые могут взбаламутить, он либо выправаживает, либо успокаивает. Так что нечего. А советское время там при чем. Его там вообще как бы и не заметно.