От Павел
К Михаил Филиппов
Дата 20.11.2006 22:26:59
Рубрики Церковная жизнь; Современность; Культура, искусство;

Re: Фильм "Остров"

>>Посмотрел фильм "остров". Отрадно, что режиссер хотел снять положительный фильм о монастыре. Но видимо, он всё-таки плохо знаком и с монастырской жизнью, и вообще духовной жизнью. он даже представить себе не может, как духовная борьба бывает в монастыре и какие искушения. "Святая гора", - это ринг сказал один афонский монах. Кстати, на мой взгляд у него более праведными получился игумен и даже эконом, чем сам старец. Вот таих игуменов действительно поискать надо. Видимо, он слабо себе представляет, что значит отчитывать людей. И даже самые опытные в этом смылсле люди не всех могут отчитать.
>>Но факт, что в нашем киниматографе пытаются снимать положительные фильмы о монастырской жизни. Вообще, с моей точки зрения здесь в последнее время многое изменилось к лучшему.
>
>А Вы сами хорошо с монастырской жизнью знакомы? Если монастырь это ринг для борьбы со страстями, то кто все-таки борется со страстями в этом фильме больше?

Тот, кто так сказал, вот уже двадцатьлет живет на Афоне. А вы не гадайте. Вы же живете в Германии. Виза для поездки в Грецию Вам не нужна. Съездите на Афон. Прервый, второй третий раз... с первогораза не судите. И тогда может быть станет немного яснее.

Хороши у Вас праведники - один строчит доносы и кичится своим образованием, второй, ну получше, но уж больно к сапогам и пуховому одеялу привязан. Нормально да?

Нормально. Вы знаете, к присеру, что значит ходить без сапог по камню. Был такой иеросхимонах Нифонт, русский. Жил на Каруле в конце XIX века. Он жил состарцем и они экономили обувь. Вот он заработал ревматизм в этом теплом климате и мучался всю жизнь, даже когда был старцем и мог купить себе хорошее одеяло. А в пещере сначала там выпадают зубы, ну ревматизм само собой и т.д. Так что запросто такую жизнь не поведешь. По крайней мере авторы и не показали подвига этого старца. Были подобные старцы, котрые вели аскетический образ жизни, но путь их был иным, чем у истерика стрелявщего в своего командира. Разные случаи покаяния бывают (и действительные убийцы и насильники становились великими старцами), но не верится мне, что такой человечек мог стать подвижником.
А в этом фильме как раз скрыто осуждение. Осуждают страца-игумена иконописца, за то, что он скромно живет в своем домике и пишит иконы, а не возит уголь. Думаете угголь тяжелее возить, чем иконы писать? Осуждается образованный благочинный или эконом, который следит за порядком. И многое что осуждается. В действительности под хорошей маской это все таже фальшивая любовь демократов к нестяжателям, и отрицание иосифлян. В действительности они и нестяжателей не любят, ва просто воюют с иосифлянами.

>Эх, жалко, что мало что Вы поняли. Во-первых, вы должны все-таки сделать скидку, что здесь мы имеем дело с неким собирательным или даже литературным персонажем в лице этого "старца". А здесь существуют определенные законы построения сюжета, которые, на мой взгляд как раз в этом фильме выражаются вот в этом некоем хулиганстве. Возьмите "Идиота" Достоеского. Ну вот кто в нем князь Мышкин? На мой взгляд своего рода святой, юродивый, не вписывающийся в схему общества. И что вокруг него происходит?
Ну, святой, не святой, а я бы сказал самый умный человек в произведении.

>Во-вторых, я думаю, что такое вот хулиганство со стороны старца - это как раз пример исполнения заповеди "пусть твоя левая рука не знает, что делат правая" (Матф 3,6). Он прячет свои добродетели, а не выставляет напоказ рекламным щитом, не фарисействует. Неужели не понятно?
У меня как раз сложилось впечатление, что он их и выставляет и баламутит монастырь. Можно было уйти в пустыню. Ведь здесь игнорируются реалии совестского времени, по которым такого монастыря не могло быть. Значит, теоретически он мог жить уединенно и предаваться безмолвию. Но нет. Почему? В фильме это не показано. Святой человек, если он кому-то мешает, по возможности пытается уйти.